Борисов и его воспитанники:
|
Главная » 2011 » Декабрь » 21 » Модернизационая, или кто скажет слово в защиту простой школы.
17:36 Модернизационая, или кто скажет слово в защиту простой школы. |
Материал добавил: Борисов
Гайдпаркер: Teachers Stik http://gidepark.ru/user/2441681847/article/336159 Модернизационая, или кто скажет слово в защиту простой школы. Только не ленивый сейчас критикует образование. Некоторые считают, что корень всех зол – «неправильные» люди «у руля».
По моему глубокому убеждению, проблема не в том, кто сейчас министр образования, или кто сейчас управляет страной. Если поменять того, или другого – ничего ровным счетом не изменится. Мне кажется, что государство, получив образование от бывшего СССР, не имеет ни малейшего представления, что с этим делать (принцип чемодана без ручки – выбросить жалко, а нести тяжело).
Во все времена школа в государстве играла определенную роль, являясь при этом неким «зеркалом общества», в котором очень хорошо были видны изъяны последнего. Страшным было и есть то, что нельзя, что уже есть «сломать и переделать хорошо» - поэтому школа, как и государство не имеет право на ошибку. Формируется поколение, воспитанное на идеалах того, чем живет общество – и никакие воспитывающие и обличительные нотации престарелых бабушек не «перешибут» то, что окружает наших подростков за стенами школ.
Школа, выстроенная в советский период, рассматривалась как образовательный центр, где школьники получали необходимые знания; воспитательный центр, который формировал будущего борца за светлое будущее, и, в большинстве своем, воспитание строилось на принципах нравственности. Можно спорить, ущемляло ли это свободу личности, но той вакханалии, которая царит сейчас в школе, тогда не было; дисциплинарный центр, в который родители отводили своих чад и спокойно шли на работу, зная, что 5-6 часов дети под присмотром и не занимаются чем-то непотребным (камера хранения с гарантией).
На сегодняшний день почти все, что получило наше государство «в наследство» потеряло значение. Одна из причин, почему это произошло, кроется в лихих «90». Пока в армии было все достаточно спокойно (по крайней мере, многие не знали, что там происходит) большинство ребят уходили после 8 класса в техникум, или училище, получали профессию, хорошую стипендию и через два года уходили в армию. Только четверть оставались в школе, чтобы продолжить обучение для поступления в ВУЗ. При этом, многие ушедшие, которые бы просто не потянули 9-10 класс, формировали «рабочий класс» в лице сварщиков, токарей, слесарей, поваров и т.д. После того, как из армии стали приходить «коммисованные по состоянию здоровья» через полгода службы, любой нормальный родитель догадался, что чтобы не попасть в мясорубку надо поступить в ВУЗ любой ценой, благо, что как грибы тут и там стали появляться платные факультеты и коммерческие заведения. В ельцинскую эпоху, когда стали закрываться техникумы и профтехучилища, и толпы неприкаянных молодчиков стали гонять по улицам, обязательное 10-летние образование стало самым простым решением. Модный «тренд» стал модным и для девушек тоже. Если раньше эти дети крутили пальцем у виска, смеясь над «ботаниками», то сейчас вряд ли в городах найдется 2-3 человека, которые не стремятся получить высшее образование любой ценой. При этом совершенно не важно - на какой факультет, или в какой Вуз, так как по профилю никто работать за 5-6 тысяч рублей не собирается. Сейчас в стране столько высших учебных заведений, что в связи с демографическим провалом практически 100% поступаемость всех выпускником школ. В этой ситуации школа стала выполнять не свойственные ей функции тюрьмы для «великовозрастных Митрофанушек», которые видали эти синусы и производную с Толстым «в белых тапочках». Даже если сейчас сделать всю армию контрактной, понадобиться десятилетия, чтобы переориентировать молодежь на другие пути становления в жизни. При этом система училищ и техникумов практически развалена полностью – идти, кроме как в школу просто некуда.
Государству теперь совершенно не нужно такое количество специалистов с высшим образованием, которым надо до 23 лет платить стипендию да и оплачивать учебу. Производства в нашей стане становятся все больше «отверточными» и фундаментальных основ науки там не требуется. Значит надо с одной стороны уменьшать количество ВУЗов, которые стали для многих хорошей кормушкой, с другой стороны надо уменьшить количество поступающих – а значит снизить уровень знаний в школе до «плинтуса». Кто-то же должен идти в армию? Человек образованный – это, прежде всего, человек думающий. Таким не легко управлять и «втюхивать по зомбоящику» как все здорово в нашем государстве.
Школу лишили главного, чем она была сильна в последние годы застоя – нравственных ценностей. Государство всячески пытается унизить и опошлить профессию учителя. Обратите внимание, как точно последние три года прямо перед днем учителя во всех средствах массовой информации рассказывается о какой-нибудь мерзости про учителей. («Учителка» довела ученика до самоубийства и т. д.). Если в день милиции обязательно концерт, посвященный столь знаменательному дню, то учителям – «гадость», чтоб не «высовывались». Всевозможные рекламы про учительницу, которая не может на свою зарплату купить нормальный стиральный порошок. Это все звенья одной цепи, чтобы рухнул последний бастион, называемой школой. Сейчас 80-90% работающих учителей – это пенсионеры. К крупным городам типа Москвы это не относится. Через 10 лет, когда не останется никого из «старой гвардии» учить будет просто некому. Человек, который решил посвятить себя образованию шел в педВУЗ, с хорошим конкурсом, потому что понимал - это его призвание, окончив институт, он будет получать приличную зарплату, статус в обществе и сможет всецело углубиться в процесс образования-воспитания. Кроме этого, приходя в школу, он попадал в коллектив единомышленников, при этом «старики» корректировали и вышлифовывали из него профессионала за 3-4 года. «Молодежь» была носителем новых идей, не позволяя «старичкам» расслабляться. Сегодня разрушена преемственность поколений учителей. Школьников учат по возрасту не «мамы и папы», а «прабабушки и прадедушки». Они разговаривают на разных языках, порой не понимая друг друга. Даже если сейчас сделать профессию учителя «модной», то это не значит, что в школу побегут толпой вчерашние выпускники, которые воочию знают «чем живут» современные учителя. В «пед» сегодня из-за хронического недобора идут, в основном те, которым совсем уже нечего терять, а «корочку» хочется. Кроме этого, у учителя нет реальных рычагов воздействия на ученика (кроме своего диплома). Но от того, что ты - дипломированный специалист «нудеть» школьнику о непристойном поведении, когда он посылает при всем классе тебя, курит за углом школы, или задирает юбки на переменах девчонкам - просто неуважение самого себя. Не к комсомольской же чести и совести обращаться? При этом, вся жизнь за пределами школы говорит как раз об обратном. Да и родители потакают своим чадам, либо, игнорируя вызов учителя, либо фразой типа «вот вы учителя – вы и воспитывайте», приходя в школу в нетрезвом состоянии, матерясь и т.д. Кто сейчас защитит честь учителя? Назовите мне хотя бы одну причину, почему молодой мужик, должен придти в школу на эту нищую зарплату – чтобы потешить свое самолюбие, сказав своим детям, чтобы ходили голодными? Охранник, работающий в школе по системе «сутки через двое» за месяц сидения на вахте, бесплатное обмундирование и кормежку получает 20-25 тысяч рублей (10 дней в месяц). Опытный школьный учитель, чего бы не говорили по «зомбоящику» в Московской области получает за ставку (18 часов) 14-15 тысяч. Стимулирующая часть не может превышать 10% - значит еще 1,5 тысячи. Молодежь получает того меньше. Но! Учитель несет ответственность за всех, кого он учит – нужно подготовить к экзамену, нужно проверить работы. Зачем все это ему, когда можно получать почти в два раза больше и при этом ничего не делать и видеть свою семью? И не надо обманываться – молодежь считать умеет и думать пока тоже, благодаря школе, в том числе.
Одной из попыток «опускания» школы было «вымывание» из школы сильных учителей. Низкая зарплата, добавление нагрузки, не связанной с преподаванием, введение ЕГЭ, и, наконец, система внутреннего стимулирования. Учителя - народ терпеливый, тем более, до сих пор у тех, кто работает в школе, есть ощущение «носителя высокого и светлого», которому неприлично думать о хлебе насущном. Одной из целей введения ЕГЭ было прекратить систему репетиторства, которая особенно сильна «расцвела» в лихие года. В то время главной задачей было выжить, и многие, работающие на предприятиях, занимались воровством, приватизировали цеха, станки и т.д. Учителя поступили гораздо более честно – они стали предлагать свои услуги, так как и воровать, при желании, в школе нечего. Сильный педагог мог «подтянуть» ученика до уровня московских Вузов, зарабатывая себе на хлеб после школы, не ухудшая при этом качество основной деятельности. Но ЕГЭ в этой ситуации только добавило учеников, так как готовить стало проще и желающих стало больше. Стимулирующая зарплата – последнее новшество, предполагает «сталкивание лбами» учителей, которые, чтобы получить больше, должны «опустить» коллегу. Так как при подушевом финансировании на всех не хватит. Обратите внимание, что само подушевое финансирование было введено не тогда, когда детей было в школе достаточно, а в самый «пик», когда на параллели один класс. Директору, чтобы набрать этот класс, приходится брать в него всех подряд – даже тех, кто по-русски плохо разговаривает. Это особенно страшно для старших классов, так как учитель вынужден 90% времени от урока тратить именно на «одаренных» учеников. Для репетиторства – это только плюс. Остальные вынуждены дополнительно заниматься, чтобы «запрыгнуть» за уровень «плинтуса».
В нагрузку наше государство получило еще и выстроенную «вертикаль» в виде министерство – региональное министерство – ОБЛОНО – ГОРОНО – школа. В чем их функция в педагогике сегодня – «контролировать и не пущать». Когда государство в тучные года попыталось переоснастить школы современным оборудованием, то большая часть денег оказалась вне школы. В учебные заведения приходили интерактивные доски без проектора, компьютеры без мониторов и т.д. Самое же главное министерство «оживляется» и начинает свою работу в мае – когда формирует список обязательных экзаменов. Смешно то, что каждый год обязательно что-то меняется, причем иногда кардинально. Если бы в банке, куда вы положили деньги, по истечению срока вклада, вам бы объявили о том, что банк сам принял решение изменить процентную ставку в «минус», и поэтому вы еще и должны ему – это было бы чудовищно, но только не в нашем образовании. Поэтому родители, ведущие ребенка в первый класс, становятся на одиннадцать лет заложниками – где гарантия того, что в 11 классе не скажут, что сдавать будем не то, чему учили в школе, а то, что захотел чиновник от образования? (Пример – обязательный экзамен по обществознанию для физ-мат класса, о котором объявили в мае. При этом было заверено, что работает система «+1» - то есть получишь двойку – поставят тройку). Существует еще и РАО со своими научно-исследовательскими институтами (около 25, почти все в Москве), в каждом из которых трудятся много сотрудников, получающих зарплату, которые должны по идее поднять наше образование на такую высоту, которая и не снилась. На деле же, уже целые десятилетия армия бездельников переписывают «из пустого в порожнее» свои глубокие мысли, получают за это государственные премии, степени и звания. Контролировать же ту муть, что в отчетах государство не под силу – никто это не читает, а значит есть безнаказанность. Обратите внимание на то, что все новаторское, что возникало в педагогике, появлялось не в недрах этих научных кузниц. Назовите мне хотя бы одну светлую мысль, пришедшую из системы РАО, которая «двинула» бы наше образование вперед. Появление ЕГЭ на «небосклоне» - это было для них как глоток воздуха. Если раньше научные исследования сводились к «влиянию наследия Ленина на становление личности», то теперь написаны тонны диссертаций о «прогрессивности влияния ЕГЭ на формирование современного гражданина». Более, того, когда «наверху» отменят ЕГЭ, хотя за счет него кормится целая армия чиновников (сформировать комплект да по каждому предмету, да секьюр-паки, да доставка, да ксерокопирование и проверка - Клондайк), появятся еще тонна диссертаций о «тлетворном влиянии ЕГЭ на подрастающее поколение». Всю эту армию приходится кормить за счет государства и вышвырнуть их на улицу не поднимется ни у кого рука, даже у президента. Поэтому, сколько не говори «оптимизация», будут сливать классы, школы, увольнять учителей, а «надстройка» будет жить. Конечно, государство не сидит, сложа руки – объединили два министерства в одно. Теперь люди «от науки» ничего не понимающие в педагогике и брезгливо относясь к ней самой, зная как там зарабатываются звания, всячески игнорируют проблемы школы, справедливо называя чиновников от образования «образованцами».
Введение ЕГЭ, кроме всего прочего, убило само понятие текущей и итоговой оценки учащегося. Это было последнее, что хоть как-то заставляло современного «отмороженного» учащегося заставить выполнять требования учителей. Аттестат, как впрочем и медали теперь ничего не значат для учеников, хотя многие школы по старинке «тянут» на медаль, считая это мерилом качества своей работы. Знаю, что еще лет 8 назад один из директоров ради интереса «вытянул» 20 медалей на параллели (60 человек) – и все прошли. Если же по уму, то Вузу гораздо интереснее получить студента работающего и думающего, чем гениального, который не умеет и не хочет учиться. Кто как не учитель может оценить труд ребенка, вложенный в образование самого себя? Теперь можно иметь кучу двоек – никаких рычагов воздействия нет. Родители с удовольствием соглашаются на «второй год», справедливо считая, что это - проблема учителей. Надоест учителю учить – поставит тройку.
Последняя придумка – это автономные некоммерческие организации. Так как, по словам предыдущего президента, образование – сфера услуг, то «тот кто девушку кормит, тот ее и танцует». Умилило выступление в прямом эфире министра Фурсенко с директорами двух элитных школ (по-моему, из Москвы), которые рассказывали, как они будут здорово жить при этом. А то, что уже за 10 км МКАД от столицы большинство школ просто «загнется» никого не интересует. Образование всегда было для государства непотопляемым кораблем – «выживут». Уверен, что если бы вообще прекратили платить зарплату учителям, то как минимум до конца года учителя все равно бы ходили на работу – статус не позволяет бросить детишек на произвол судьбы.
Все вышеперечисленное говорит о том, что у власти – временщики, которым на образование – наплевать. «Отстраивать» систему нужно с самого начала и здесь нужна кропотливая работа единомышленников, которые не будут «распихивать» выделяемые средства по своим фирмам. Кроме этого, начинать надо не сверху вниз, а запустить процесс «снизу» - дать реальные деньги школам. Почему Сорос смог организовать опрос «кто самый лучший учитель» в нашей стране, минуя министерства, а государство не может опросить учителей и директоров – что им нужно для нормальной работы. Если школы будут получать нормальные деньги для работы, не из муниципалитета, в котором денег никогда для школ не хватает, если изменить статус учителя в школе (смешно – год учителя прошел в стране, а учителя его не заметили), если «изъять» из школы «необучаемых», хотя бы из старшего звена, предоставив им альтернативную достойную жизненную траекторию, если государство наконец озаботится тем, что несется через средства массовой информации (есть понятие свободы, а есть понятие безнравственности и надеяться на то, что все само как-то «разрулится» преступно по отношению к детям) то появятся «точки роста», благодаря которым, образование начнет восстанавливаться. Это долгий и комплексный процесс, который не даст результата завтра. Но то, что сейчас творится на улице говорит о том, что общество формируется из «того», что вышло из школ. Значит с них и надо начинать. Смена же «шила на мыло», без продуманной стратегии развития ничего не даст. Teachers Stik
Похожие новости
Добавить в закладки
|
Категория: Педагогический дайджест |
Просмотров: 997 |
Добавил: Борисов
| Рейтинг: 0.0/0
|
|