Гайдпаркер: Светлана Бобылева http://gidepark.ru/user/114902907/article/336838 Мои воспоминания об образовании в СССР. Я застала эпоху развитого социализма в период начала, а затем полного его застоя – это периоды правления Брежнева, Андропова, Черненко, ну и наконец, Горбачева.
Школьное образование было действительно очень хорошим. То, что мы в школе проходили, (как теперь считают), такие «лишние предметы», как физика, химия, зоология и ботаника было хорошо. По крайней мере, то, что отложилось в памяти, мне по жизни совсем не мешает, а даже наоборот. Любимые предметы были: литература, история, география и математика.
Единственный момент, который смущал – в школьных сочинениях нельзя было выражать свое личное мнение о героях классических программных произведений (шаг в сторону – расстрел).
Мои оценки по сочинениям зависели от цензурных пристрастий учителя: 5,5,2,5,2,5,2,5,2 (так и было). Так проявлялся мой нигилизм и свободолюбие. В школах устраивались олимпиады по отдельным предметам. Так я, помню, неожиданно для себя, решила раньше всех олимпиадную задачу по математике, состоящую из трехэтажной алгебраической формулы. Отличникам выдавали бесплатные билеты на елку в Кремль, я лично ходила по такому билету.
Кстати, школы в СССР были не всегда одинаковые, были и престижные, правда их было очень мало, как всегда бывает с чем-то хорошим. Вот так я, из обычной школы попала в 9 класс, в школу в центре Москвы. Разочарованию моему не было предела, т.к. качество образования в этой престижной школе было значительно хуже, чем в т.наз. непрестижной. Зато в этой школе была своя школьная радиостанция, где я участвовала.
Были еще школы вечерние, ШРМ (школы рабочей молодежи), но полноценными школами их назвать было трудно. И дело не только в качестве образования, но и в контингенте учащихся.
В ШРМ я вынуждена была пойти после 9 класса, по семейным обстоятельствам. Здесь я узнала, что некоторые ученики могут быть не совсем трезвыми, ругаться матом, курить, а некоторые вообще могли заснуть во время урока, причем с храпом. Экстерн мне не разрешили, пришлось учиться на год больше.
Вскоре я уяснила, что уроки посещать ежедневно не обязательно и стала иногда прогуливать. Образования я здесь все равно толком не получу, думала я, а при поступлении в ВУЗ подготовлюсь сама. Так оно и вышло. После школы, я взяла на работе отпуск, запаслась программой для поступающих в ВУЗы, обложилась учебниками и 24 дня готовилась.
ВУЗы в Союзе были:
-очень престижные, о которых простой смертный и мечтать не мог. Например, в МГИМО или ИНяз поступали обычно близкие родственники номенклатурных партийных работников или по разнарядке от КПСС. Надо сказать, что родственники номенклатуры могли «поступить» куда хотели и без проблем.
-престижные, это те ВУЗы, для поступления в которые надо было набрать много баллов, т.е. знать действительно предметы очень хорошо, или дать взятку руководству Вуза. В нашей группе на 1 курсе было таких человек 8, но к концу года большинство из них отсеялись, т.к. совсем тупых там не держали. Кстати, поступила я в МИНХ и ГП без блата и взятки, с полным набором баллов, но пошла на вечерний факультет, из-за финансовых трудностей (стипендия была 40 рублей в месяц, и то только если экзамены все сдашь), что в соотношении со средней зарплатой обычного служащего было неплохо, на эти деньги можно было не помереть с голода).
Котировался также Институт народного хозяйства, где готовили будущих товароведов и завмагов. Это был вуз советских вороватых торгашей, где учились их толстые и румяные отпрыски.
-остальные ВУЗы – это мясомолочнные, консервные, а также других не очень тяжелых отраслей советской промышленности. В них поступить было легче, т.к. проходной балл был низкий. Зато высшее образование на выходе обеспечено. В эти институты обычно поступали те, кому не светили первые два варианта.
Качество образования в ВУЗах было очень разное. Многое зависело от преподавателей, а среди них были очень хорошие. Помню, что на лекции таких преподавателей студенты ходили с удовольствием, аудитории были полными.
Прогуливать было сложно, в группах были избранные «старосты», которые вели журналы посещений. Наша староста была стойкой и непрошибаемой комсомолкой, поэтому если я и прогуливала, то только в период ее болезни. Так что такой вакханалии, как сейчас не было, там действительно учились и получали знания.
Программы образования ВУЗах, была сильно перегружена идеологическими программными предметами, например История КПСС и др. Помню, как на лекции нам рассказывали о странах социализма и событиях в Чехословакии. Я, совершенно не думая о последствиях, задала лектору вопрос: «могут ли события в Чехословакии быть результатом того, что на момент ее обращения в социалистическую, там не созрела революционная ситуация? То есть верхи там еще могли, а низы хотели?». Лектор попросил меня задержаться, затем отвел в свой кабинет и долго мне объяснял, что за такие вопросы обычно исключают из института, но на первый раз он меня простил. Лектор оказался парторгом института.
Столовая в институтете была плохая и не дешевая. После работы перед лекциями, мы успевали перехватить там дежурные полусырые сосиски с серой квашеной капустой. В Институте был (он и сейчас есть) свой хороший концертный зал, где можно было смотреть самодеятельные институтские спектакли. В институт наведывались такие известные личности, как Геннадий Хазанов, Михаил Козаков, Алексей Козлов со своей группой, даже Тарковский как-то приезжал со своим фильмом Зеркало.
Несмотря на то, что училась я на вечернем, мне удалось дважды побывать в студенческом лагере на Большой Волге, это от Дубны 1 час на теплоходе в самый угол Московского моря. Лагерь предназначался только для студентов дневных факультетов. Попала я туда «по блату», через папу моей подруги Женьки, который заведовал отделом ЦК КПСС, а это была должность выше министерской.
Лагерь в июне, июле функционировал, как пионерский, а в августе , как студенческий спортивно-трудовой. Как все советские лагеря, внешне и удобствами он соответствовал своему названию. Помещения представляли из себя обшарпанные 6- местные палаты без занавесок, с металлическими койками и одной тумбочкой на двоих. Шкафов не было, одежду держали в чемоданах.
Подъем был в 7 часов, затем мощная зарядка со спортивным тренером, пробежка. Далее, само собой, дежурная линейка с поднятием флага и завтрак. Кормили, надо сказать, очень вкусно и на убой. Как выяснилось, повара были московские, а продукты местные, поэтому воровство было исключено. Воспоминания об этом отдыхе у меня самые радужные. Лагерь располагался в заливе Московского моря, а залив был разделен многочисленными протоками, заросшими по краям кустами и высокой травой. Были три деревянных пирса для моторок. Была даже русская банька, но для спортсменов и аспирантов. Вода чистая, рыбы полно. Плывем, бывало на байдарке, вдруг из воды здоровенная щука выпрыгивает и опять в воду ныряет. Многие эту рыбу ловили, сушили и везли потом в Москву. Ежедневно проводились спортивные соревнования по футболу, волейболу, баскетболу.
Иногда на улице крутили фильмы на большом полотняном экране. Фильмы привозили с собой спортсмены вуза, которые имели иногда дефицитные кассеты, привезенные из соцстран. Естественно были и дискотеки и самодеятельность. Душа в лагере не было, вернее он был, но для аспирантов и спортсменов. А мы умудрялись полоскаться в заливе, благо вода была не очень холодная.
Общепринятым туалетом мы не пользовались. Это был слегка сколоченный барак на краю леса, в который не только войти, а и подойти на 20 метров было нельзя без противогаза. Вспоминается это, конечно с ностальгией, все-таки щенячья юность… Рассказ получился не только о советском образовании, но и отдыхе.
Похожие новости
Добавить в закладки
|