Анатолий Никифоров
http://gidepark.ru/user/382166731/article/245516
Из пустого в порожнее - реформа школы. 18 января 2011 в 19:46
Гайдпаркер: Анатолий Никифоров Все реформы, реформы, реформы... А, по сути, переливание из пустого в порожнее.
Речь пойдет о том, что такое образованный человек и как его получить. Если у человека есть «аттестат зрелости», это вовсе не означает, что он образованный. Даже наличие у человека диплома об окончании института, или университета, даже степень кандидата наук и профессорская должность; ничего не говорят о его образованности. Эти документы, звания и должности говорят всего лишь, о том что данный субъект является хорошим, или не очень хорошим специалистом, в строго определенной области знаний; в конкретной профессии, специальности. Кого же тогда считать человеком образованным? Ответ прост, как «пареная репа». Того, кто знает, или хотя бы более-менее знаком со всем комплектом мирового культурного наследия человечества. Для непонятливых — это литература, музыка (не только хард-рок), живопись, мировая история, театр и искусство кино (не 3D). Это кажется невозможным. Возможно. Примеров множество. Как достичь этого? Есть три способа. Самый надежный - самообразование. Для этого надо много читать, много слушать, много смотреть. Второй способ - домашнее образование, домашние учителя, воспитатели-гувернанты. Третий способ школа. Но! Для этого ее надо перевернуть с ног на голову. Разработать новые учебные программы, новые методики преподавания, внедрить новые современные технологии передачи информации ( знаний). Штука в том, что учителем, как и актером надо родиться. Все остальные преподаватели- ремесленники. Хуже, лучше, но ремесленники. Часто сами, не знающие толком преподаваемого предмета, косноязычные, не умеющие владеть аудиторией. Какое образование могут дать такие люди? Ни какого. И статус учителя здесь не при чем. Что такое статус. «Это положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе; или в отдельной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию» Попробуйте, исходя из этого, поднять статус учителя. Экономический принцип? Да платите ему, хоть лимон в месяц. Он от этого лучше преподавать не станет, потому, что не умеет. У него у самого образования не хватает. Поэтому с учителем, в его теперешнем качестве надо прощаться. Оставив его только в начальной школе, с первого по 3-4 классы. Научит читать, писать, считать, начнет учить иностранному языку. С 4-5 по 8 классы — основное образование. Этот период обучения дает понять, что такое физика, химия, математика, геометрия, тригонометрия, естественные науки, включая географию и астрономию; и как их можно использовать в жизни. Уже подростки, в этом возрасте, изучает историю, литературу, музыку, живопись, театр, кино, информатику, программирование, компьютерное черчение, фотошоп. Продолжают изучение иностранного языка. С 9 по 11 классы: углубленное изучение физики, химии, биологии, астрономии… Кому, что нравится - по выбору. Русский язык. Иностранный язык. Военное дело, для мальчиков. Домашнее хозяйство, для девочек. Этику поведения. Повторение пройденного, (натаскивание на ЕГЭ). Тогда будет толк. Тогда, после 11 лет школы, человек будет более-менее образован. Сейчас, подумать только, 11 лет впустую вычеркнутых из жизни.
Только делать это надо, совсем не теми методами, чем сейчас.
Прежде всего, надо чтобы классный руководитель, был всегда с классом, а не по совместительству, для приработка. И чтобы это были, или молодая красивая женщина; или молодой крепкий мужик, а не как, у моей внучки в школе - кл.рук. песочного возраста. Ее уже из дома одну выпускать нельзя - не найдет обратной дороги домой.
Как она может руководить классом, да при этом еще, что-то преподавать?!. Классный руководитель должен проводить ежедневный спортивный урок, и заниматься внешкольной работой - организовывать походы на выставки, в театры, музеи, на концерты. Ну и, разумеется, держать класс под наблюдением. Традиционный учитель должен уступить место, учителю лектору, учителю комментатору.
Думается надо уходить от 45 -минутной смены изучаемых предметов. (От такой системы к концу занятий в голове ученика остается мешанина, из обрывков формул, памятных дат; Волги, впадающей в Каспийское море и обрывков стихотворных строк). И переходить на расписание по дням недели: сегодня весь день изучаем физику, завтра литературу, после завтра геометрию ИТД. В пятницу день искусства, чтобы в субботу продолжить его посещением одного из учреждений культуры. Иностранный язык и спортивный уроки должны быть ежедневно.