PEDSOVET-portal.ru

Всероссийская общественая организация воздействия общественности на процессы реформ в сфере образования, просвещения и воспитания подрастающего поколения.





Читать Борисова в Твиттере


 Борисов и его воспитанники:
 Новое в блогах
 Друзья сайта
 Статистика сайта

Блоги Педсовета

Главная » 2011 » Октябрь » 17 » По идейным соображениям
16:26
По идейным соображениям
По идейным соображениям
http://www.itogi.ru/delo/2011/3/160830.html
Не превратится ли подмосковный инноград в механизм по выкачиванию из России инновационных идей?
Сколковский проект — российский символ инновационной экономики — заработал ударными темпами. Меньше чем за год успели не только придумать символику, заложить первый камень, собрать заявки на градостроительную концепцию, принять закон, но и начать реальную работу с инновациями. Фонд «Сколково» и американская IT-компания Cisco объявили конкурс Cisco I-Prize. Его цель описана на сайте «Премия инноваций Сколково» — привлечь талантливых специалистов и их идеи, которые в будущем смогут стать стартапами в инновационном центре. Российская машина инноваций заработала? Пора бросать в воздух патриархально сырьевые чепчики? Сами российские инноваторы считают, что радоваться пока рано: машина заработала, но не совсем так, как они ожидали.

Мастер-класс
Мы должны обратить наш инновационный потенциал в лидерские позиции России на ряде приоритетных стратегических направлений: информтехнологиях, телекоммуникациях, энергетике, ядерных и биомедицинских технологиях. Такова цель. И для этого в стране есть почти все: ученые, инвесторы, господдержка. Отсутствующее звено — специалисты по коммерциализации научных идей — должно быть восполнено западными гуру в лице мировых технологических лидеров. Первый мастер-класс преподала IT-компания Cisco, обещающая в течение десяти лет инвестировать миллиард долларов «в развитие предпринимательства и устойчивых инноваций» в России. Что же касается конкурса, то его результаты станут, известны уже в апреле.

«Не секрет, что сегодня борьба между компаниями за новые идеи, способные стать основой инновационного бизнеса, ведется особенно ожесточенно. И конкурс, объявленный Cisco, прекрасный пример, иллюстрирующий, какое существенное внимание крупнейшие зарубежные компании уделяют российским инновационным предложениям», — говорит директор центра защиты интеллектуальной собственности МГТУ имени Баумана Борис Коробец. И пока российские компании только раскачиваются, американцы действуют со свойственным им напором.

Приемы классические: раскрученные бренды «Сколково» и Cicso, призывы «Отправляйте идеи и выигрывайте!» и «Поддержите развитие инноваций в России!». Соревновательный дух конкурса подогревается временными рамками — прием заявок до 15 февраля 2011 года, а также обещанием трех денежных премий — три миллиона рублей, полтора миллиона и 750 тысяч рублей. Причем подчеркивается, что один участник может подать неограниченное количество идей, что теоретически позволяет забрать весь призовой фонд. Удобный сайт, 50 слов для первичной заявки, минимум усилий и ограничений. Нужно только не быть связанным служебными или родственными связями с сотрудниками Cisco, не выдавать секреты Родины, то есть не предлагать проекты, связанные с госбезопасностью, и видеть рыночные перспективы своего предложения.

Заявки, как сообщили в московском офисе Cisco, посыпались из больших и малых городов нашей огромной страны. На середину января их уже около 680 штук. О том, что двигало инноваторами, рассказал Вадим Шиманов, стажер компании «Цефей»: «Я представляю не себя лично, а целую группу моих друзей, единомышленников, таких же, как и я, молодых специалистов в сфере IT. У нас есть свои передовые идеи, например, в сфере семантических взаимодействий глобальных информационных сетей, которые очень хочется реализовать на практике. Конечно, мы следим, как идет проект «Сколково», и как только увидели объявление о конкурсе Cisco I-Prize, поняли — это для нас! Это серьезная возможность получить поддержку большого государственного проекта. Нас не сильно интересует размер призового фонда, как и возможность создания собственного стартапа. Хочется, чтобы наши мозги и идеи послужили на благо страны...»
В целом на этапе сбора заявок американские бизнес-помощники никаких революционных ноу-хау не выдали. Но главное, видимо, впереди.
Как сообщается на сайте конкурса, все предложения пройдут через компетентное жюри. Его комплектует спонсор, то есть компания Cisco.
А сами заявки на конкурс считаются «полученными и оцененными в США».
А где же наша страна и ее интересы? Вчитаемся в условия конкурса.

Ярмарка идей
Чтобы не утомлять юридическими формулировками, приведем только одну статью из положений и условий конкурса. Размещая заявку, участник «соглашается предоставить компании Cisco, ее отделениям, партнерам, дочерним компаниям и их правопреемникам и агентам глобальную, постоянную, безотзывную, не требующую отчислений и полностью оплаченную неисключительную лицензию на все Права Участника на интеллектуальную собственность».

Формулировки расплывчатые, возможно, перевод «с американского» сделан не ахти как. По мнению гендиректора IT-компании Parallels Сергея Белоусова, «особое удивление вызывает пункт, в котором речь идет о передаче всех прав на интеллектуальную собственность». Неясно, о какой собственности и каких правах участника речь, на что предоставляется неисключительная лицензия. Ведь и заявка на этот момент еще не принята.

Но это единственный текст, которым предложено руководствоваться потенциальным инноваторам. Прямая ссылка на положения и условия конкурса размещена на официальном сайте фонда «Сколково»
(www.i-gorod.com/newslist/20101122001-cis/). И из этих положений и условий складывается твердое убеждение, что у участника права на свою заявку отбирают прямо на корню. Вот и в главе VIII (Лицензии), где говорится обо всех возможных вариантах и целях использования предложенной идеи, завершающая фраза так и звучит: использовать заявки можно «для любой цели». Это право наступает только для Cisco, причем с момента регистрации заявки. А заявитель? О нем в той же главе VIII сказано так: «Вы отказываетесь от предъявления каких-либо претензий и не будете получать авторских гонораров сейчас или в дальнейшем от Спонсора, его отделений, лицензиатов и правопреемников за использование вашей Заявки». Если же решите судиться — пожалуйте в суды штата Калифорния. В общем, берите идею, вдруг пригодится. А потом она придет к нам же, правда, с новым именем, новой пропиской и ценой от мирового лидера.

И ведь дело в том, что никаких российских законов американцы не нарушают. Ни в нашей стране, ни в какой-либо иной. Голые идеи патентным правом не защищаются. Патент можно получить лишь на законченное изобретение — с чертежами, технической документацией и т. д. Кроме того, по словам патентного поверенного, партнера интернет-портала Copyright.ru Евгения Злотникова, «заявитель предоставляет Cisco неисключительную лицензию, то есть за заявителем сохраняется исключительное право на объект интеллектуальной собственности, а также право предоставлять лицензии другим лицам. Однако, подписав такое соглашение, заявитель и его возможные правопреемники не смогут препятствовать Cisco и связанным с ней компаниям использовать его разработку».

Вот это и есть реальный урок, преподнесенный американскими гуру. Для акул западного бизнеса, съевших по несколько стай собак на патентных исках, наше законодательство и неопытность ученых и бизнесменов — просто рай для желающих заработать на идеях. Так что, смотрят лидеры мирового IT-бизнеса на нас без особого душевного трепета.

Командам российских предпринимателей «предложено разработать инновационные идеи и принять участие в создании компаний-стартапов, способных открыть для Cisco новые рынки объемом не менее миллиарда долларов. Для победителей конкурса Cisco выделит призовой фонд в 175 000 долларов США», говорится на корпоративном сайте компании. И далее: «Предусматривается, что Cisco получит возможность играть ведущую роль в проектировании Инновационного центра Сколково».

Научат Родину любить
Как выяснили «Итоги», причастные к иннограду чиновники в курсе нюансов условий первого конкурса. И не видят в них ничего страшного. «Я бы не стал рассматривать этот конкурс как некий механизм, с помощью которого наши зарубежные партнеры пытаются выкачать из России инновационные идеи и реализовывать их за рубежом», — говорит вице-президент фонда «Сколково» Станислав Наумов. По его мнению, участие такой крупной компании, как Cisco, в проекте «Сколково» говорит о его успешности.
Да и острая реакция наших инноваторов вовсе не обескураживает руководителей фонда. «До сих пор российские компании практически не проявляли интереса к внедрению новых технологий, поиску новых идей и тому подобному. Думаю, что конкуренция со стороны иностранных компаний подтолкнет их к такой деятельности. И конкурс, организованный фирмой Cisco, — только первая ласточка. Думаю, отечественный крупный бизнес тоже не останется в стороне и включится в борьбу за идеи. Этот конкурс — стимул в том числе и для наших предпринимателей», — пояснил «Итогам» позицию властей Станислав Наумов.

Конкуренция, безусловно, вещь крайне полезная. Смущает лишь то обстоятельство, что нашим едва-едва встающим на ноги высокотехнологичным компаниям предлагают конкурировать сразу же с американскими гигантами. Они-то в своих силах уверены на все сто. И стратегия, по словам главы Cisco Джона Чемберса, такова: «Наш подход состоит в создании рабочих мест и инвестициях на базе роста и развития нашего бизнеса как в США, так и во всем мире, где, как мы видим, многие страны вкладывают средства в образование, инфраструктуру и инновации. Россия делает то же самое, что открывает для Cisco возможность расширения нашего бизнеса и развития нашей инновационной платформы».

Или вот комментарий по этому же поводу Пола Монтфорда, президента Cisco по работе на развивающихся рынках: «Мы... убеждены, что проведение в России инновационного конкурса I-Prize поможет получить 200—300 новых идей из новых источников коллективных разработок». То есть получается, что эти самые 300 идей корпорация получит с помощью пяти с небольшим миллионов рублей призового фонда. Иными словами, по цене 17,5 тысячи рублей за штуку. Хороший бизнес!

И в этом, наверное, самый главный урок для нас на тему: как на самом деле надо Родину любить. Вот так и любить. Да, жестко. Да, агрессивно. Но иначе, видимо, нельзя. Как сказал когда-то старший советник Intel Энди Гроув, «если мы хотим оставаться крупнейшей экономикой мира, нам нужно изменяться по собственному почину». Это он о том, что такое работать на мировом уровне, — для этого приходится изменять себя, а потом прогибать под свои правила весь изменчивый мир. Тут никто никого по доброте душевной и за собственные деньги уму-разуму учить не будет...

Дмитрий Медведев абсолютно прав, когда говорит, что Россия должна войти в число мировых разработчиков информационных технологий и может стать законодателем мод в сфере высоких технологий. В общем-то таких прорывных технологий в нашем отечестве искать с фонарями не надо. Потому что они уже есть: технологии цифровой обработки и передачи речи, аудио-, видео- и данных по IP-сетям компании SPIRIT, семантический анализ текстов ABBYY, принципиально новый подход к управлению сложными информсистемами компании «Цефей» и множество других — да простят нас разработчики систем, которые не упомянуты в этом ряду. Это качественные продукты, апробированные на местном и зарубежных рынках. Но незнакомы их названия и имена разработчиков широкой общественности. Ведь наши фирмы не продают свои продукты конечным потребителям. Российские технологии относятся к инфраструктурному уровню, они используются для построения информационных систем в интересах крупных заказчиков, а значит, вступают в конкуренцию с такими монстрами, как IBM или Google. А на этом уровне хай-тек-рынка все очень неспокойно, и без российских участников там идут нешуточные драки между своими.

«Сегодня в технологиях побеждает не самый большой, как было раньше, а самый быстрый», — поясняет Андрей Свириденко, глава группы компаний SPIRIT. Но за лидерские скорости приходится дорого платить. Посмотрите, к примеру, на Google — очень скоро эта компания сможет контролировать огромный сегмент информационного пространства планеты. Но для этого ей приходится в последние два года лихорадочно скупать компании, владеющие ключевыми технологиями, срочно интегрировать их с существующими продуктами, искать новые способы преподнесения их рынку. При этом стратегия агрессивной экспансии сделала Google врагом номер один для огромного количества конкурентов.

Получить еще одну карту в свой набор козырей необходимо для выживания в этой весьма агрессивной среде. Вот и идут тотальные зачистки идей по всему миру: купить, украсть или по-партнерски делиться доходами — в каждом случае выбирается способ, минимизирующий время и стоимость получения очередного козыря. «Время — информация — деньги» — чем не обновленная формула капитализма в информационный век?
Отсюда следует еще один урок: если страна просит посторонней помощи, чтобы найти применение своим инновациям, их возьмет тот, кому они действительно нужны. Без церемоний и предупреждений. И на американцев по большому счету нет смысла обижаться: они просто подбирают то, что нашей стране вроде, как и не нужно.

Готово ли наше государство обеспечивать помощь российским компаниям и их технологиям на адекватном уровне? Пока что, похоже, мы замахнулись лишь на то, чтобы добавить информационное сырье к углеводородному: будем гнать на Запад не переработанные идеи. Причем почти задаром.
Впрочем, как надеется вице-президент фонда «Сколково» Станислав Наумов, в ближайшем будущем мы увидим конкурсы в поддержку инновационных идей, организованные отечественными корпорациями. И российские инновации все же будут реализовываться в первую очередь в России.
Категория: Админский трёп | Просмотров: 1697 | Добавил: Борисов | Теги: | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0