Минуло более 30 лет, как мне пришло в голову, искреннее
желание, создать в г. Новочеркасске городской дискуссионный клуб школьников
«СОБЕСЕДНИК»
Вот сегодня, на исходе жизненного потенциала, оглядываясь на
прожитое и пережитое, я пытаюсь убедиться: на сколько лет мои мысли опережали
время???
Образовательная система «Школа 2100»
Живем в настоящем, думаем о будущем. Сайт "Школа -
2100"
Раздел
18. Детские и молодежные организации.
«Нельзя не согласиться с О.С. Газманом, что в детских
организациях советского времени (пионеры, октябрята) было рациональное зерно.
«...Отказываясь от положительного в нашем опыте, мы выплескиваем вместе с
застойной идеологической водой и ребенка – гуманные демократические способы
работы с детскими общностями, которыми владеем, лучшие образцы которых и для
мировой-то педагогики имеют ценность, а уж для нашего общинного российского
менталитета – тем более» (Потери и обретения в воспитании после десяти лет
перестройки (1996 г.)// Инновационное движение в российском школьном
образовании. – М.,1997, с. 378–379). Нынешние детские организации хотя и
многочисленны, но раздроблены, чаще всего сильно политизированы и плохо
продуманы с точки зрения возрастной и социальной психологии. Интересный обзор
состояния российского детского движения по состоянию на декабрь 1998 г. был дан
журналом «Итоги» (№ 49 за 1998 г.).
Чтобы детская организация была жизнеспособной, она должна
отвечать нескольким взаимосвязанным требованиям. Содержание ее деятельности
должно быть значимым (личностно и социально). «Самоактуализирующиеся люди, –
писал Абрагам Маслоу, – все без исключения вовлечены в какоето дело... Они
преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них...» (А. Маслоу.
Самоактуализация// Психология личности. Тексты. – М., 1982, с. 110). Она должна
отвечать реальным, а не навязанным ценностям детей и подростков. Она должна
быть самоуправляемой (не взрослые «принимают» в нее детей, а дети – взрослых,
если сочтут их достойными!). Она должна включать в себя систему норм, правил
поведения, символов, ритуалов и отвечать доминирующей потребности подростка,
потребности в общении. Одним словом, она должна соответствовать всему тому, что
знает о детях и подростках современная психология.
В рамках настоящей Программы мы не можем дать подробный
анализ этой проблемы под углом зрения доминирующих интересов и ценностных
ориентаций у различных возрастных групп школьников.
Укажем только на несколько возможных сфер общественной
деятельности подростков и молодежи в рамках детских (молодежных) организаций.
Это социальная работа, помощь старикам и больным (аналог
тимуровского движения в советское время). Это, далее, помощь младшим детям,
причем отнюдь не только в форме «вожатства»: она обязательно должна быть
направлена и на бездомных детей, детей, воспитывающихся в детдомах и
интернатах, и пр., т.е. участвовать в решении общенациональных социальных
задач.
Еще одна сфера – экология, окружающая среда. Очень
существенная в психологическом отношении сфера охватывает проблемы здоровья и
спорта. Далее, это исторические клубы и аналогичные им формы общественной
деятельности, в воспитательном плане ориентируемые на активизацию интереса к
прошлому и культурным ценностям своей Родины. Это также краеведческая
деятельность, сосредоточенная на локальной (региональной) истории и культуре.
Это деятельность по установлению и поддержанию международных связей со
школьниками других стран. Наконец, это художественная (в широком смысле)
активность, реализующая не только эстетические потребности, но и другие
потребности подростков и молодежи (чрезвычайный интерес в этом отношении
представляет движение «толкиенистов», до сих пор не получившее, впрочем,
удовлетворительной психологопедагогической интерпретации). Возможны и другие
формы – читательские клубы, клубы изобретателей и т.д. Но во всех случаях эти
формы и сферы деятельности детских (молодежных) организаций не должны
восприниматься школьниками как нечто общественно незначимое и создаваемое для
них взрослыми исключительно в воспитательных целях.
В рамках МОО «Школа 2100» предполагается создание
специальной общественной организации подростков, в основу деятельности которой,
планируется положить данные возрастной и социальной психологии. Такая
организация (естественно, внепартийная и внеполитическая) должна представлять
собой существенный компонент образовательной среды современного российского
школьника, содействовать полноценному личностному развитию и реализовать все
многообразие ведущих интересов подростков, а также помочь в овладении ими
различными видами культуры – от бытовой до политической. Однако ее создание
требует серьезного предварительного исследования в психологическом,
социологическом и педагогическом плане».
Похожие новости
Добавить в закладки
|