PEDSOVET-portal.ru

Всероссийская общественая организация воздействия общественности на процессы реформ в сфере образования, просвещения и воспитания подрастающего поколения.





Читать Борисова в Твиттере


 Борисов и его воспитанники:
 Новое в блогах
 Друзья сайта
http://канцелярия.онлайн/ где можно купить портфолио школьника.
 Статистика сайта
Главная » 2012 » Февраль » 4 » Концепция «Новейшей российской школы» Продолжение Часть 8
Материал добавил: Борисов
23:13
Концепция «Новейшей российской школы» Продолжение Часть 8

17. Родительские организации

В свете сказанного выше чрезвычайно актуальной представляется задача создания в рамках Межрегиональной общественной организации «Школа 2100» новой общественной организации родителей – Всероссийского родительского комитета.  

Основными целями создания такой организации будут являться: объединение родителей в целях защиты законных прав и интересов детей в соответствии с п. 1 ст. 52 Закона РФ «Об образовании» «Права и обязанности родителей (законных представителей)»:

разъяснение и участие родителей в осуществлении образовательной политики РФ как на государственном, так и на общественном уровне, что становится особенно актуальным в связи с происходящим сейчас дальнейшим реформированием системы образования Российской Федерации, предусматривающим более широкое участие родителей в управлении образовательными учреждениями и в финансировании системы образования;

общественный контроль за деятельностью министерств и ведомств, занимающихся вопросами образования и охраны здоровья детей, а также вопросами социальной политики;

 пропаганда среди родителей передовых педагогических идей, прежде всего идей развивающего и вариативного образования, и обеспечение их активного сотрудничества с органами образования и здравоохранения и общественными организациями в деле обеспечения нормального физического, психического и моральноэтического развития детей и юношества.  

Всероссийский родительский комитет призван координировать и направлять активность родителей, осуществляемую на уровне отдельных образовательных учреждений и на уровне отдельных регионов (субъектов РФ). Комитет мыслится как верхнее звено системы родительских организаций (школа – город или район – субъект РФ) и должен избираться демократическим путем.  

Подобные организации имеются во многих странах мира. По нашей просьбе Федеральный родительский совет (Bundeselternrat) Германии предоставил нам комплект материалов о своей деятельности. По ним можно судить, насколько большое положительное воздействие оказывает деятельность ФРС на развитие образовательной системы своей страны и каким авторитетом он пользуется не только в педагогической сфере, но и на уровне политического руководства страны. Так, в начале 1995 г. с руководством ФРС встречался и имел весьма деловую беседу президент ФРГ гн Р. Херцог. ФРС выступает с важными инициативами, адресованными руководству страны, отдельным министерствам и ведомствам, общественному мнению (только в двух последних номерах его бюллетеня «Родители в школе» опубликованы резолюции и другие материалы о проблемах обучения в средних классах, о соотношении общего и профессионального образования в реальных школах, о программе «Собственный учебник – собственная голова», о физкультуре в школе, об орфографической реформе, о пропаганде мира на уроках и во внеклассной работе, о социальных и научных проблемах системы ценностей современных немецких школьников, о сотрудничестве школ стран Европы, об обеспечении социальной и экономической компетентности выпускников и многое другое), проводит конференции (федеральные, региональные, по типам школ и т.д.), осуществляет большую издательскую деятельность (например, тремя изданиями выпущена адресованная родителям книга «Дорогие родители!.. 71 письмо родителям четверых школьных психологов»).  

В Брюсселе базируется Европейская организация родителей, объединяющая родительские организации 17 стран (страны Европейского союза, Норвегия и Польша) и представляющая интересы родителей около 100 млн. детей. В конце 1996 г. на генеральной конференции этой организации обсуждались вопросы «Насилие в школе» и «Партнерство родителей и учителей». Президентом избрана представительница Ирландии Мэри Килин.  

Как и аналогичные организации в других странах, Всероссийский родительский комитет призван быть политически не ангажированным и внепартийным. Мы надеемся, что он станет активным проводником идей развивающего и вариативного образования в системе образования России.  

Естественно, есть опасность, что родительские организации вместо того, чтобы приобрести подлинно общественный характер и стать важным связующим звеном между обществом и системой образования, превратятся в еще одну бюрократическую структуру. Еще более реальна опасность превращения их в своего рода бюро жалоб. Чтобы всего этого не произошло, очень важны поддержка и контроль с обеих сторон: и со стороны ученыхпедагогов и психологов, и со стороны Минобразования и региональных органов управления образованием.  

Наверх

18. Детские и молодежные организации

Нельзя не согласиться с О.С. Газманом, что в детских организациях советского времени (пионеры, октябрята) было рациональное зерно. «...Отказываясь от положительного в нашем опыте, мы выплескиваем вместе с застойной идеологической водой и ребенка – гуманные демократические способы работы с детскими общностями, которыми владеем, лучшие образцы которых и для мировойто педагогики имеют ценность, а уж для нашего общинного российского менталитета – тем более» (Потери и обретения в воспитании после десяти лет перестройки (1996 г.)// Инновационное движение в российском школьном образовании. – М.,1997, с. 378–379). Нынешние детские организации хотя и многочисленны, но раздроблены, чаще всего сильно политизированы и плохо продуманы с точки зрения возрастной и социальной психологии. Интересный обзор состояния российского детского движения по состоянию на декабрь 1998 г. был дан журналом «Итоги» (№ 49 за 1998 г.).  

Чтобы детская организация была жизнеспособной, она должна отвечать нескольким взаимосвязанным требованиям. Содержание ее деятельности должно быть значимым (личностно и социально). «Самоактуализирующиеся люди, – писал Абрагам Маслоу, – все без исключения вовлечены в какоето дело... Они преданы этому делу, оно является чемто очень ценным для них...» (А. Маслоу. Самоактуализация//Психология личности. Тексты. – М., 1982, с. 110). Она должна отвечать реальным, а не навязанным ценностям детей и подростков. Она должна быть самоуправляемой (не взрослые «принимают» в нее детей, а дети – взрослых, если сочтут их достойными!). Она должна включать в себя систему норм, правил поведения, символов, ритуалов и отвечать доминирующей потребности подростка, потребности в общении. Одним словом, она должна соответствовать всему тому, что знает о детях и подростках современная психология.  

В рамках настоящей Программы мы не можем дать подробный анализ этой проблемы под углом зрения доминирующих интересов и ценностных ориентаций у различных возрастных групп школьников.  

Укажем только на несколько возможных сфер общественной деятельности подростков и молодежи в рамках детских (молодежных) организаций.  

Это социальная работа, помощь старикам и больным (аналог тимуровского движения в советское время). Это, далее, помощь младшим детям, причем отнюдь не только в форме «вожатства»: она обязательно должна быть направлена и на бездомных детей, детей, воспитывающихся в детдомах и интернатах, и пр., т.е. участвовать в решении общенациональных социальных задач.  

Еще одна сфера – экология, окружающая среда. Очень существенная в психологическом отношении сфера охватывает проблемы здоровья и спорта. Далее, это исторические клубы и аналогичные им формы общественной деятельности, в воспитательном плане ориентируемые на активизацию интереса к прошлому и культурным ценностям своей Родины. Это также краеведческая деятельность, сосредоточенная на локальной (региональной) истории и культуре. Это деятельность по установлению и поддержанию международных связей со школьниками других стран. Наконец, это художественная (в широком смысле) активность, реализующая не только эстетические потребности, но и другие потребности подростков и молодежи (чрезвычайный интерес в этом отношении представляет движение «толкиенистов», до сих пор не получившее, впрочем, удовлетворительной психологопедагогической интерпретации). Возможны и другие формы – читательские клубы, клубы изобретателей и т.д. Но во всех случаях эти формы и сферы деятельности детских (молодежных) организаций не должны восприниматься школьниками как нечто общественно незначимое и создаваемое для них взрослыми исключительно в воспитательных целях.  

В рамках МОО «Школа 2100» предполагается создание специальной общественной организации подростков, в основу деятельности которой планируется положить данные возрастной и социальной психологии. Такая организация (естественно, внепартийная и внеполитическая) должна представлять собой существенный компонент образовательной среды современного российского школьника, содействовать полноценному личностному развитию и реализовать все многообразие ведущих интересов подростков, а также помочь в овладении ими различными видами культуры – от бытовой до политической. Однако ее создание требует серьезного предварительного исследования в психологическом, социологическом и педагогическом плане.  

Наверх

19. Перспективы разработки Программы

Разработка и реализация Образовательной программы «Школа 2100» мыслится как добровольная совместная творческая деятельность различных лиц и организаций, направленная на совершенствование российской системы образования, на дальнейшее внедрение в нее идей развивающего, вариативного и непрерывного образования и обеспечение ее программами, учебниками и другими материалами нового поколения.  

От региональных отделений МОО «Школа 2100» мы ожидаем прежде всего активности в распространении идей Программы среди учителей и руководителей школ региона: в построении не только сверху, но и снизу новой системы повышения квалификации учителей, системы родительских организаций, детских организаций; в работе с региональными вузами, как педагогическими, так и классическими университетами, в сфере научного обоснования и развития наиболее актуальных идей Программы: в обосновании содержания национальнорегионального компонента содержания образования применительно к данному региону и разработке соответствующих методических рекомендаций.  

Учителя школ и других образовательных учреждений могли бы пропагандировать основные положения Программы в своих школах и среди родителей; принять активное участие в разработке методик и технологий преподавания, в написании соответствующих методических рекомендаций; принять участие в экспериментальной проверке программ и учебников «Школы 2100», в их обсуждении и доработке; реализовать содержащиеся в Программе подходы к воспитанию в своей конкретной воспитательной деятельности.  

Директора школ и их заместители могли бы оказать неоценимую помощь и содействие в продвижении концепции Программы в те школы, которые пока не опираются на идеи развивающего, вариативного и непрерывного образования; в постройке «снизу» системы повышения квалификации и объединении родителей в родительские организации, а также в создании детских организаций; в помощи учителям своих школ, работающим по учебникам, программам и методикам «Школы 2100» и руководстве научнометодической работой учителей в рамках Программы; в реализации воспитательного компонента Программы.  

Мы призываем руководителей регионального звена системы образования, разделяющих идеи Программы, поддерживать те школы, которые работают в ее русле; пропагандировать эти идеи в других школах; взять на себя построение интегрированной системы общего среднего и дополнительного образования в своем регионе; способствовать созданию новой системы повышения квалификации, родительских и детских организаций, а также научнометодической работе учителей в рамках Программы.  

Руководители, преподаватели и научные сотрудники педагогических вузов, классических университетов, педагогических колледжей могли бы принять участие в дальнейшей научноисследовательской и научнометодической разработке идей Программы и внедрении результатов этой разработки в педагогическую практику; в написании новых учебников и программ, другой учебной литературы; в построении единой системы непрерывного педагогического образования на новой основе и обеспечении ее новыми программами и учебниками по предметам психологопедагогического цикла.  

Мы просим руководителей и сотрудников Министерства общего и профессионального образования РФ, разделяющих основные идеи настоящей Программы, способствовать ее дальнейшей разработке и продвижению в регионы, а главное, систематически поддерживать те школы, которые выражают желание и проявляют готовность работать по материалам «Школы 2100». Мы готовы в любой форме сотрудничать с Министерством и ждем от него встречных шагов.  

Со своей стороны руководство МОО «Школа 2100» готово оказать всем перечисленным здесь категориям деятелей образования всестороннюю поддержку в форме методической помощи, повышения квалификации, консультаций, научного руководства, предоставления возможностей публикации и т.д.  

Нам кажется принципиально важным, чтобы наша Программа стала достоянием родителей и чтобы они – в рамках родительских организаций, которые вместе с ними нам еще предстоит создавать, или вне таких организаций – оказали идеям Программы общественную поддержку.  

Мы обращаемся к журналистам, деятелям культуры, искусства, науки с призывом поддержать нашу общественную инициативу и принять посильное личное участие в дальнейшей разработке Программы и пропаганде ее идей, представляющихся нам социально и культурно значимыми.  

Только в том случае, если Образовательная программа будет разрабатываться и воплощаться в жизнь на всех уровнях российской системы образования, усилиями всех перечисленных и не перечисленных здесь специалистовученых, учителей и преподавателей вузов, руководителей различных звеньев образовательной системы, наша школа имеет реальный шанс на полноценное развитие в направлении, обрисованном в Программе.   

Летом 1917 года великий русский педагог Павел Петрович Блонский опубликовал небольшую книгу, которая была «томов премногих тяжелей». Она называлась «Задачи и методы новой народной школы».  

Хотелось бы в заключение Программы привести эпиграф к этой книге. Он взят П.П. Блонским у Л.Н. Толстого:

 «Будущего нет: оно делается нами».



Похожие новости


Добавить в закладки
Категория: Политехнический центр | Просмотров: 1510 | Добавил: Борисов | Теги: | Рейтинг: 0.0/0
  Всего комментариев: 0