17. Родительские организации
В свете сказанного выше чрезвычайно актуальной
представляется задача создания в рамках Межрегиональной общественной
организации «Школа 2100» новой общественной организации родителей –
Всероссийского родительского комитета.
Основными целями создания такой организации будут являться:
объединение родителей в целях защиты законных прав и интересов детей в
соответствии с п. 1 ст. 52 Закона РФ «Об образовании» «Права и обязанности
родителей (законных представителей)»:
разъяснение и участие родителей в осуществлении
образовательной политики РФ как на государственном, так и на общественном
уровне, что становится особенно актуальным в связи с происходящим сейчас
дальнейшим реформированием системы образования Российской Федерации,
предусматривающим более широкое участие родителей в управлении образовательными
учреждениями и в финансировании системы образования;
общественный контроль за деятельностью министерств и
ведомств, занимающихся вопросами образования и охраны здоровья детей, а также
вопросами социальной политики;
пропаганда среди
родителей передовых педагогических идей, прежде всего идей развивающего и
вариативного образования, и обеспечение их активного сотрудничества с органами
образования и здравоохранения и общественными организациями в деле обеспечения
нормального физического, психического и моральноэтического развития детей и
юношества.
Всероссийский родительский комитет призван координировать и
направлять активность родителей, осуществляемую на уровне отдельных
образовательных учреждений и на уровне отдельных регионов (субъектов РФ).
Комитет мыслится как верхнее звено системы родительских организаций (школа – город
или район – субъект РФ) и должен избираться демократическим путем.
Подобные организации имеются во многих странах мира. По
нашей просьбе Федеральный родительский совет (Bundeselternrat) Германии
предоставил нам комплект материалов о своей деятельности. По ним можно судить,
насколько большое положительное воздействие оказывает деятельность ФРС на
развитие образовательной системы своей страны и каким авторитетом он пользуется
не только в педагогической сфере, но и на уровне политического руководства страны.
Так, в начале 1995 г. с руководством ФРС встречался и имел весьма деловую
беседу президент ФРГ гн Р. Херцог. ФРС выступает с важными инициативами,
адресованными руководству страны, отдельным министерствам и ведомствам,
общественному мнению (только в двух последних номерах его бюллетеня «Родители в
школе» опубликованы резолюции и другие материалы о проблемах обучения в средних
классах, о соотношении общего и профессионального образования в реальных
школах, о программе «Собственный учебник – собственная голова», о физкультуре в
школе, об орфографической реформе, о пропаганде мира на уроках и во внеклассной
работе, о социальных и научных проблемах системы ценностей современных немецких
школьников, о сотрудничестве школ стран Европы, об обеспечении социальной и
экономической компетентности выпускников и многое другое), проводит конференции
(федеральные, региональные, по типам школ и т.д.), осуществляет большую
издательскую деятельность (например, тремя изданиями выпущена адресованная
родителям книга «Дорогие родители!.. 71 письмо родителям четверых школьных
психологов»).
В Брюсселе базируется Европейская организация родителей,
объединяющая родительские организации 17 стран (страны Европейского союза,
Норвегия и Польша) и представляющая интересы родителей около 100 млн. детей. В
конце 1996 г. на генеральной конференции этой организации обсуждались вопросы
«Насилие в школе» и «Партнерство родителей и учителей». Президентом избрана
представительница Ирландии Мэри Килин.
Как и аналогичные организации в других странах,
Всероссийский родительский комитет призван быть политически не ангажированным и
внепартийным. Мы надеемся, что он станет активным проводником идей развивающего
и вариативного образования в системе образования России.
Естественно, есть опасность, что родительские организации
вместо того, чтобы приобрести подлинно общественный характер и стать важным
связующим звеном между обществом и системой образования, превратятся в еще одну
бюрократическую структуру. Еще более реальна опасность превращения их в своего
рода бюро жалоб. Чтобы всего этого не произошло, очень важны поддержка и
контроль с обеих сторон: и со стороны ученыхпедагогов и психологов, и со
стороны Минобразования и региональных органов управления образованием.
Наверх
18. Детские и молодежные организации
Нельзя не согласиться с О.С. Газманом, что в детских
организациях советского времени (пионеры, октябрята) было рациональное зерно.
«...Отказываясь от положительного в нашем опыте, мы выплескиваем вместе с
застойной идеологической водой и ребенка – гуманные демократические способы
работы с детскими общностями, которыми владеем, лучшие образцы которых и для
мировойто педагогики имеют ценность, а уж для нашего общинного российского
менталитета – тем более» (Потери и обретения в воспитании после десяти лет
перестройки (1996 г.)// Инновационное движение в российском школьном
образовании. – М.,1997, с. 378–379). Нынешние детские организации хотя и
многочисленны, но раздроблены, чаще всего сильно политизированы и плохо
продуманы с точки зрения возрастной и социальной психологии. Интересный обзор
состояния российского детского движения по состоянию на декабрь 1998 г. был дан
журналом «Итоги» (№ 49 за 1998 г.).
Чтобы детская организация была жизнеспособной, она должна
отвечать нескольким взаимосвязанным требованиям. Содержание ее деятельности
должно быть значимым (личностно и социально). «Самоактуализирующиеся люди, –
писал Абрагам Маслоу, – все без исключения вовлечены в какоето дело... Они
преданы этому делу, оно является чемто очень ценным для них...» (А. Маслоу.
Самоактуализация//Психология личности. Тексты. – М., 1982, с. 110). Она должна
отвечать реальным, а не навязанным ценностям детей и подростков. Она должна
быть самоуправляемой (не взрослые «принимают» в нее детей, а дети – взрослых,
если сочтут их достойными!). Она должна включать в себя систему норм, правил
поведения, символов, ритуалов и отвечать доминирующей потребности подростка,
потребности в общении. Одним словом, она должна соответствовать всему тому, что
знает о детях и подростках современная психология.
В рамках настоящей Программы мы не можем дать подробный
анализ этой проблемы под углом зрения доминирующих интересов и ценностных
ориентаций у различных возрастных групп школьников.
Укажем только на несколько возможных сфер общественной
деятельности подростков и молодежи в рамках детских (молодежных) организаций.
Это социальная работа, помощь старикам и больным (аналог
тимуровского движения в советское время). Это, далее, помощь младшим детям,
причем отнюдь не только в форме «вожатства»: она обязательно должна быть
направлена и на бездомных детей, детей, воспитывающихся в детдомах и
интернатах, и пр., т.е. участвовать в решении общенациональных социальных
задач.
Еще одна сфера – экология, окружающая среда. Очень
существенная в психологическом отношении сфера охватывает проблемы здоровья и
спорта. Далее, это исторические клубы и аналогичные им формы общественной
деятельности, в воспитательном плане ориентируемые на активизацию интереса к
прошлому и культурным ценностям своей Родины. Это также краеведческая
деятельность, сосредоточенная на локальной (региональной) истории и культуре.
Это деятельность по установлению и поддержанию международных связей со
школьниками других стран. Наконец, это художественная (в широком смысле) активность,
реализующая не только эстетические потребности, но и другие потребности
подростков и молодежи (чрезвычайный интерес в этом отношении представляет
движение «толкиенистов», до сих пор не получившее, впрочем, удовлетворительной
психологопедагогической интерпретации). Возможны и другие формы – читательские
клубы, клубы изобретателей и т.д. Но во всех случаях эти формы и сферы
деятельности детских (молодежных) организаций не должны восприниматься
школьниками как нечто общественно незначимое и создаваемое для них взрослыми
исключительно в воспитательных целях.
В рамках МОО «Школа 2100» предполагается создание
специальной общественной организации подростков, в основу деятельности которой
планируется положить данные возрастной и социальной психологии. Такая организация
(естественно, внепартийная и внеполитическая) должна представлять собой
существенный компонент образовательной среды современного российского
школьника, содействовать полноценному личностному развитию и реализовать все
многообразие ведущих интересов подростков, а также помочь в овладении ими
различными видами культуры – от бытовой до политической. Однако ее создание
требует серьезного предварительного исследования в психологическом,
социологическом и педагогическом плане.
Наверх
19. Перспективы разработки Программы
Разработка и реализация Образовательной программы «Школа
2100» мыслится как добровольная совместная творческая деятельность различных
лиц и организаций, направленная на совершенствование российской системы
образования, на дальнейшее внедрение в нее идей развивающего, вариативного и
непрерывного образования и обеспечение ее программами, учебниками и другими
материалами нового поколения.
От региональных отделений МОО «Школа 2100» мы ожидаем прежде
всего активности в распространении идей Программы среди учителей и
руководителей школ региона: в построении не только сверху, но и снизу новой
системы повышения квалификации учителей, системы родительских организаций,
детских организаций; в работе с региональными вузами, как педагогическими, так
и классическими университетами, в сфере научного обоснования и развития
наиболее актуальных идей Программы: в обосновании содержания
национальнорегионального компонента содержания образования применительно к
данному региону и разработке соответствующих методических рекомендаций.
Учителя школ и других образовательных учреждений могли бы
пропагандировать основные положения Программы в своих школах и среди родителей;
принять активное участие в разработке методик и технологий преподавания, в
написании соответствующих методических рекомендаций; принять участие в
экспериментальной проверке программ и учебников «Школы 2100», в их обсуждении и
доработке; реализовать содержащиеся в Программе подходы к воспитанию в своей
конкретной воспитательной деятельности.
Директора школ и их заместители могли бы оказать неоценимую
помощь и содействие в продвижении концепции Программы в те школы, которые пока
не опираются на идеи развивающего, вариативного и непрерывного образования; в
постройке «снизу» системы повышения квалификации и объединении родителей в
родительские организации, а также в создании детских организаций; в помощи
учителям своих школ, работающим по учебникам, программам и методикам «Школы
2100» и руководстве научнометодической работой учителей в рамках Программы; в
реализации воспитательного компонента Программы.
Мы призываем руководителей регионального звена системы
образования, разделяющих идеи Программы, поддерживать те школы, которые
работают в ее русле; пропагандировать эти идеи в других школах; взять на себя
построение интегрированной системы общего среднего и дополнительного
образования в своем регионе; способствовать созданию новой системы повышения
квалификации, родительских и детских организаций, а также научнометодической
работе учителей в рамках Программы.
Руководители, преподаватели и научные сотрудники
педагогических вузов, классических университетов, педагогических колледжей
могли бы принять участие в дальнейшей научноисследовательской и
научнометодической разработке идей Программы и внедрении результатов этой
разработки в педагогическую практику; в написании новых учебников и программ,
другой учебной литературы; в построении единой системы непрерывного
педагогического образования на новой основе и обеспечении ее новыми программами
и учебниками по предметам психологопедагогического цикла.
Мы просим руководителей и сотрудников Министерства общего и
профессионального образования РФ, разделяющих основные идеи настоящей
Программы, способствовать ее дальнейшей разработке и продвижению в регионы, а
главное, систематически поддерживать те школы, которые выражают желание и
проявляют готовность работать по материалам «Школы 2100». Мы готовы в любой
форме сотрудничать с Министерством и ждем от него встречных шагов.
Со своей стороны руководство МОО «Школа 2100» готово оказать
всем перечисленным здесь категориям деятелей образования всестороннюю поддержку
в форме методической помощи, повышения квалификации, консультаций, научного
руководства, предоставления возможностей публикации и т.д.
Нам кажется принципиально важным, чтобы наша Программа стала
достоянием родителей и чтобы они – в рамках родительских организаций, которые
вместе с ними нам еще предстоит создавать, или вне таких организаций – оказали
идеям Программы общественную поддержку.
Мы обращаемся к журналистам, деятелям культуры, искусства,
науки с призывом поддержать нашу общественную инициативу и принять посильное
личное участие в дальнейшей разработке Программы и пропаганде ее идей,
представляющихся нам социально и культурно значимыми.
Только в том случае, если Образовательная программа будет
разрабатываться и воплощаться в жизнь на всех уровнях российской системы
образования, усилиями всех перечисленных и не перечисленных здесь
специалистовученых, учителей и преподавателей вузов, руководителей различных
звеньев образовательной системы, наша школа имеет реальный шанс на полноценное
развитие в направлении, обрисованном в Программе.
Летом 1917 года великий русский
педагог Павел Петрович Блонский опубликовал небольшую книгу, которая была
«томов премногих тяжелей». Она называлась «Задачи и методы новой народной
школы».
Хотелось бы в заключение Программы привести эпиграф к этой
книге. Он взят П.П. Блонским у Л.Н. Толстого:
«Будущего нет: оно делается
нами».
Похожие новости
Добавить в закладки
|