16. Воспитание
Существуют две противоположные трактовки воспитания. Согласно
первой из них, типичной, например, для отечественной педагогики советского
времени, воспитание есть воздействие государства и его образовательных
институтов (школы и т.д.) на развитие личности, осуществляемое в интересах
государства или общества (при приоритете государственных интересов, обобщаемых
в виде общеобязательной идеологии, принимаемой обществом). В этом случае
воспитание превращается в своего рода манипулирование психикой учащегося,
навязывание ему тех или иных ценностей и направлений развития «сверху». В то же
время учащийся лишен персональной социальной, этической и пр. ответственности
за принимаемые им решения; его мировоззрение, поведение и поступки оцениваются
лишь по степени их соответствия навязанному обществом (вернее, государством при
молчаливом согласии общества) эталону.
Вторая трактовка воспитания связана с распространенной в
демократических обществах идеей свободы ребенка, его права на самостоятельное
принятие решений, касающихся его отношений к миру, обществу, своей дальнейшей судьбе
и своему дальнейшему развитию. Вслед за О.С. Газманом (Педагогика свободы: путь
в гуманистическую цивилизацию XXI века// Новые ценности образования. Вып. 6. –
М., 1996) можно в этом смысле говорить о «педагогике свободы»,
противопоставленной «педагогике необходимости». Педагогика необходимости не
только диктует конечный результат воспитания («формирование советского
человека» или «человека развитого социалистического общества»,
«коммунистическое воспитание» и пр.), но и определяет его институциональную
структуру («трудовое воспитание», «патриотическое воспитание», осуществляемые
специальными мероприятиями по специальной программе) и даже его методы.
Напротив, педагогика свободы исходит из идеи сотрудничества взрослых и детей с
целью обеспечить оптимальные условия для самостоятельного выбора и
самостоятельного развития учащегося, его жизненного (личностного)
самоопределения. Отсюда введенное Газманом понятие «педагогической поддержки»
как совместное с ребенком определение его интересов, целей, возможностей и
путей решения проблем, помощь ему в сохранении человеческого достоинства и в
достижении позитивных результатов в образовании, саморазвитии, общении, образе
жизни, вообще в самореализации.
Воспитание и есть управляемая
система процессов взаимодействия общества и личности, обеспечивающая, с одной
стороны, саморазвитие и самореализацию этой личности, с другой – соответствие
этого саморазвития ценностям и интересам общества.
Так понимаемое воспитание направлено в первую очередь на
личностно смысловые компоненты психики, в особенности на мотивы и смысловые
установки личности. Его цель – формирование у детей культуры достоинства.
Что касается «педагогики необходимости», то «задачу
социализации, окультуривания человека эта педагогика, в принципе, выполняет
хорошо... Однако без педагогики свободы (т. е. если... у него не остается
возможности для реализации собственного выбора) он воспитывается несвободным.
Кроме того, примем во внимание, что социальное программирование личности,
социальнопедагогический контроль... в конечном счете диктуют методы,
ориентированные не на внутреннее «хочу» ребенка, а на внешнее «надо». Отсюда
эта педагогика не может существовать без санкций, без принуждения» (О.С.
Газман. Цит соч., с. 14).
Очевидно, что «педагогика необходимости», в основе которой
лежит понимание ребенка как объекта манипулятивного воспитания, если не
исчерпала себя, то не может обеспечить способность самостоятельной ориентировки
ребенка и подростка в окружающем мире (включая систему социальных и межличностных
отношений), самостоятельного выбора и принятия самостоятельных решений, в том
числе касающихся собственной судьбы (биографии). Между тем, живя в молниеносно
изменяющемся обществе и не имея возможности подготовить ребенка к определенному
состоянию этого общества (плохо ли, хорошо ли, но именно это мы делали в
советское время), мы просто не имеем другой разумной потенциальной цели
образования, кроме как «выращивания» человека, способного занять
самостоятельную позицию по отношению к внешним условиям (В. Франкл).
Психологическим объектом воспитания являются рождаемые в
ходе жизни личности в обществе личностные смыслы и смысловые установки,
регулирующие действия и поступки в разных проблемноконфликтных ситуациях
нравственного выбора. Личностный смысл как значение мира для человека и
смысловая установка как эскиз будущих действий представляют собой внутренние
регуляторы развития личности. Вера, совесть, честь, совестность – все это
смысловые установки личности, которые формируются в деятельности, в делах и поступках,
а не достаются в наследство от родителей и не передаются посредством самых
правильных слов. За воспитанием личности всегда должен стоять процесс изменения
ее жизненных связей с миром, с людьми.
Совершенно ясно, что в рамках данной Программы (да и вообще!)
невозможно дать исчерпывающее описание процесса воспитания под обозначенным
здесь углом зрения. Поэтому, не развертывая подробной аргументации, мы
попытаемся сформулировать свою позицию в виде десяти основных принципов
гуманистического (развивающего) воспитания.
Впервые эти принципы (здесь они модифицированы) были
изложены в 1988 году в докладе А.А. Леонтьева на семинаре «Средства массовой
коммуникации в воспитательной системе школы», проведенном секцией «Массовые
коммуникации в обучении и воспитании» Педагогического общества РСФСР. Позже они
были опубликованы в его же выступлении на «круглом столе» «Реформирование образования России» (Педагогика,
1997, № 5, с. 33–35). В анонимной форме («Современное воспитание
предполагает...») они изложены также в статье: В.И. Байденко. О концепции
воспитания в системе общего и профессионального образования Российской
Федерации //Гуманизация образования. Вып. 4. М., 1998, с. 170, где, однако,
опущены принцип социального творчества и принцип развивающего образования.
Перечисленные здесь принципы близки выделенным А.Г.
Асмоловым методологическим принципам воспитания. Это принцип включения личности
в значимую деятельность, принцип демонстрации последствий поступка личности для
референтной группы, принцип смены социальной позиции личности в группе и
принцип учета ведущей мотивации личности при построении воспитательного
процесса.
ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ. И целью воспитания, и
критерием воспитания является не пассивное усвоение тех или иных норм
ценностей, которые могут быть совершенно «правильными», социально значимыми, но
которые для ребенка пустой звук, голая абстракция, а способность к социальному
действию, социальному поступку (А.С. Макаренко, «коммунарская педагогика» И.П.
Иванова). Его естественная активность должна быть направлена в социальное
русло, и только через такую ориентацию его «самодеятельности» возможно само
нравственное воспитание. Однако необходимо разделить три уровня личности,
имеющие отношение к воспитанию как педагогическому феномену. Первый уровень –
уровень социальной установки, т.е. фиксированного оценочного отношения к тому
или иному лицу, организации, событию, поступку. Для школы осуществить
целенаправленное формирование таких социальных установок – вполне реальная
задача. Второй уровень – уровень убеждения. Под убеждением мы понимаем
целостную характеристику личности, отражающую то или иное осознанное
самоопределение личности в социальном мире, самоидентификацию этой личности с
определенной социальной группой, наконец, готовность этой личности к
определенным социальным поступкам. Обеспечить формирование убеждений школа
может только в том случае, если это не связано с так называемой конверсией –
изменением «знака» убеждения и вообще его фундаментальной перестройкой.
Представляется, кстати, что, не ставя себе задачей формирование определенных
убеждений, школа вполне может ориентироваться на перевод самоопределения
личности с уровня социальных установок на уровень убеждений. Третий уровень –
это уровень социально значимого поступка. Учитывая, что в школе законом
воспрещена всякая политическая деятельность, в ней речь может идти только о
выращивании определенного типа личности – личности, способной к
самостоятельному выбору и самостоятельному принятию решений, способной
противостоять внешнему давлению и отстаивать свое мнение, не ригидной, т. е.
способной изменять позицию при изменяющихся обстоятельствах, в то же время не
адаптируясь пассивно к этому изменению, и т.д. Литература наряду с историей и
обществоведением наиболее значима в этом плане. Но только не следует избегать
выхода из условного школьного мирка в реальный большой мир; учебник литературы
или истории может и обязан участвовать в формировании у школьника
просоциальных, альтруистических, антитоталитаристских установок и по возможности
убеждений.
ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА. Действие, которое совершает
ребенок, поступок, который он совершает, может быть вынужденным, не осознанным
и не «прожитым» (А.Н. Леонтьев) школьником, а может и должен быть актом его
свободного выбора, свободного творческого волеизъявления. Этот поступок он
должен совершить сам, не под давлением, в том числе не под давлением коллектива
(референтной группы). Ср. в «Концепции» ВНИК «Школа»: «Если товарищеская
среда... нивелирует личность, формирует слепое подчинение, конформизм, а не
самостоятельность и человеческое, гражданское достоинство, какие бы благородные
политические, социально значимые цели ни ставились при этом, такие общности
есть суррогат коллективности... » (Концепция общего среднего образования. Проект.
– М., 1988, с.30).
ПРИНЦИП ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛИЧНОСТИ И КОЛЛЕКТИВА. Начнем с того,
что под коллективом мы понимаем совсем не то, что было принято понимать в
педагогике советского времени. Коллектив, как его трактует А.В. Петровский и
его школа, есть определенная ступень развития социальной группы, а именно
«группа, где межличностные отношения опосредствованы общественно ценным и
личностно значимым содержанием совместной деятельности» (Психологическая теория
коллектива. – М., 1979, с. 227). В нашей педагогике, долго гордившейся своим
«коллективизмом», в результате оказалось больше потерь, чем приобретений.
Забыта основополагающая мысль А.С. Макаренко о том, что в образовательном
учреждении один коллектив, включающий и учеников, и учителей. При этом ученический
«коллектив», который по замыслу должен быть способом социального бытия ребенка,
в последние советские десятилетия превратился в игрушку, в макет, своего рода
демонстрационное средство реализации педагогических требований, полностью
находящееся в руках школьной администрации и учителей. Это был способ
манипулирования ребенком через коллектив. В результате мы разучились относиться
к школьнику как к человеку и гражданину, элементарно уважать его мнение,
позицию, его личность и даже мнение и позицию группы школьников, ученического
«коллектива», если он оказывается способен на такую позицию. Дело в том, что
школа оказалась изолированной от общества (но ср. противоположную позицию П.П.
Блонского и Л.С. Выготского!), а социальная жизнь и активность ребенка в школьном
коллективе стали имитацией реальной социальной жизни, социальной активности,
игрой на макете. Именно поэтому наша система воспитания так быстро отмерла, как
только резко изменилась социальная и социальнопсихологическая атмосфера в
обществе. Надо добиваться того, чтобы социальные действия школьников входили в
социальную жизнь общества как ее составная органическая часть. Мы же все время
сбиваем их на игры.
ПРИНЦИП РАЗВИВАЮЩЕГО ВОСПИТАНИЯ. «Зона ближайшего развития»
(Л.С.Выготский) есть не только в обучении, но и в воспитании. Сегодня школьник
сформирует и выскажет какоето мнение, примет решение, совершит социально
значимое действие при помощи, совете, поддержке, пусть даже подсказке
товарищей, учителя, родителей – естественно, если он осознает эту позицию и
примет ее как свою, иначе это будет простейший конформизм. Но завтра он будет
уже способен сформировать мнение самостоятельно, принять собственное решение,
ответственно совершить поступок – а в этом и состоит наша цель. Личностное
развитие школьника предполагает опережающее его участие в деятельности
коллектива. Но именно участие, а не конформное следование чужим требованиям, не
бездумное подражание поступкам других. Иначе никакого развивающего воспитания
не получится.
ПРИНЦИП МОТИВИРОВАННОСТИ. A.H. Леонтьев писал: надо готовить
почву для того, чтобы вносимые в сознание человека идеи приобрели для него
субъективный, личностный смысл. А для этого следует прежде всего отдать себе
отчет в том, что «воспитание личности без понимания ведущих ее мотивов будет
неполным...» (А.Г. Асмолов. Культурноисторическая психология и конструирование
миров. – М.; Воронеж, 1996, с. 641). Пока же воспитание начинается с готовых
ответов на незаданные и вообще не существующие для ребенка вопросы.
ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ. Нельзя воспитывать скопом.
Обратная связь в воспитании должна идти от конкретной личности, а не от внешних
признаков поведения. Ребенок должен «вписываться» не в наше обобщенное и
усредненное, а следовательно, обедненное, «эталонное» представление о том, каким
он должен быть, а в наше представление о том, каким этот конкретный ребенок как
личность мог бы стать.
ПРИНЦИП ЦЕЛОСТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. Удобные
педагогические абстракции («трудовое воспитание», «патриотическое воспитание» и
т.п.) нельзя переносить в реальный воспитательный процесс. Как образование – не
сумма предметов, а формирование единого и целостного oбраза мира ребенка, так и
воспитание не может быть разложено по отдельным полочкам: на одной полочке –
трудовое воспитание, на другой – этическое, на третьей – эстетическое... У
ребенка не только голова одна, у него и сердце одно!
ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. Процесс воспитания –
не дело одной только школы, и одна она обеспечить полноценное развитие личности
ребенка просто не в состоянии. Ведь ребенок входит, вопервых, в другие –
формальные и неформальные – общности, социальные группы и коллективы. Вовторых,
он является членом семьи и в этом своем качестве – постоянным объектом
воспитания со стороны родителей и близких. Наконец, втретьих, он живет в том же
большом и сложном мире, в котором живем мы, взрослые, читает те же газеты и
порой те же книги, смотрит, как и мы, телепередачи, более или менее активно
участвует в делах взрослых, сопереживает их радостям и тревогам, задумывается над
совсем недетскими вопросами. Его воспитывает вообще жизнь. Л.С. Выготский
заметил 70 лет назад: «Воспитывать – значит организовать жизнь; в правильной
жизни правильно растут дети» (Л.С. Выготский. Педагогическая психология. – М.,
1926, с. 240). Ср. заключительные слова одной из последних статей О.С. Газмана:
«В борьбе с окружающей жизнью, даже плохой, школа всегда проигрывает. Но
встраиваться в плохую жизнь она не может. Однако может построить собственную,
автономную от плохого общества духовную жизнь... Если дети, развиваясь, имеют
перед собой образец уважительного отношения к миру, образец помощи и поддержки,
они сами будут готовы нести добро не абстрактным людям, а человеку, который
рядом с ними. Чтобы человек этот оставался самим собой и чтобы он мог сам
строить свою жизнь» (Потери и обретения в воспитании после десяти лет
перестройки (1996 г.) // Инновационное движение в российском школьном
образовании.– М., 1997, с. 382). Особая и очень важная воспитательная проблема,
связанная с единством образовательной среды (см. об этом понятии также в
отдельном разделе данной Программы), – это создание единой системы
внутришкольного и внешкольного воспитания и образования вообще, т.е. системы,
включающей общее среднее и дополнительное образование в качестве равноправных
(хотя по объему несопоставимых) компонентов.
ПРИНЦИП ОПОРЫ НА ВЕДУЩУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Такой деятельностью
для подростков, например, является деятельность общения (Д.Б. Эльконин). У них
постоянный дефицит этого общения, и воспитание в этом возрасте должно входить в
первую очередь именно в эту нишу. В более общей форме можно выразить ту же
мысль следующим образом. Воспитание на различных возрастных этапах должно
соответствовать ведущей деятельности, характерной для данного этапа, и
психологическим возможностям и ограничениям, связанным с возрастными
особенностями «самодеятельности» и рефлексии над собой и своим поведением и
деятельностью. Так, например, сказанное выше о воспитании как самоопределении
едва ли в полной мере применимо к начальной школе.
Попытаемся подвести основные итоги сказанному выше.
К воспитанию как нельзя лучше применимы известные слова П.П. Блонского,
сказанные об обучении: «...не давать ему нашей
истины, но развивать его собственную истину до нашей» (П.П.
Блонский. Избранные педагогические произведения. – М., 1961, с. 126).
Оптимальным способом для этого является, как говорил Выготский, «правило,
исходящее от всех, от коллектива, и адресованное тоже ко всему коллективу,
поддержанное самим действительным механизмом организации и распорядка школьной
жизни», а это возможно, если школа сумеет «пронизать и окутать ребенка тысячами
социальных связей, которые помогли бы выработке нравственного характера». При
этом «всякое несвободное отношение к вещи, всякий страх и зависимость уже
означают отсутствие нравственного чувства. Нравственное в психологическом
смысле всегда свободно» (Л.С. Выготский. Педагогическая психология. – М., 1926,
с. 237, 240, 231). Воспитание, следовательно, не есть внушение учащимся какихто
принципов жизни и деятельности, не есть навязывание им системы отношений, но
поддержка и выращивание естественной человечности в детях.
Похожие новости
Добавить в закладки
|